Прокладка коммуникаций в наше время не должна ассоциироваться с разрушением ландшафта и находящихся на поверхности участка компонентов благоустройства или построек. Для этого существует метод горизонтального направленного бурения (ГНБ), позволяющий осуществить этот процесс бестраншейным способом. Единственным нарушением целостности поверхности является рытье котлованов в точках входа и выхода бура.
Основные достоинства ГНБ
Разработан этот метод в 1970-х годах в США, и с тех пор он был серьёзно усовершенствован, в результате чего горизонтальное бурение обрело следующие преимущества:
- Полное отсутствие риска для инфраструктуры и окружающей среды при условии соблюдения всех технологических норм, указанных в СНиП, который регулируется вступившим в силу в 2015 году ГОСТ 1534. Поэтому работы могут проводиться даже в районах установки исторических памятников и прочих достопримечательностей.
- Нет температурных и погодных ограничений.
- Сниженные сроки прокладки туннеля, по сравнению с раскапыванием траншей на поверхности – на пути не встречается препятствий.
- Отсутствие риска осадки грунта.
- Повышенная долговечность коммуникаций.
Оборудование для ГНБ
Основным компонентом является буровая установка, которая управляется оператором удалённо на протяжении всего процесса. Данная машина состоит из нескольких основных частей – панели управления, лафета, гидростанции и, непосредственно, бура. Помимо этого, применяется и различное вспомогательное оборудование: насосы для подачи раствора, расширители, штанги и т.п.
Для того, чтобы можно было с точностью определить местонахождение буровой машины в любой момент и иметь возможность безошибочно корректировать угол, а также направление его движения, на головку монтируется специальный зонд, передающий сигнал оператору.
Технология горизонтального направленного бурения
В первую очередь, необходимо провести подготовительные работы, касающиеся не только оборудования, но и территории. В каждой ситуации могут потребоваться индивидуальные мероприятия, но основные шаги следующие:
- Подготовка площадки для установки буровой машины (стандартный размер составляет 10×15 м).
- Разработка маршрута для транспортировки бура к точке входа.
- Монтирование в месте входа пилотных штанг и прочего вспомогательного оборудования.
- Выставление соответствующего угла наклона головки, который позволит буру сделать максимально точный прокол.
- Обеспечение бесперебойной связи между сотрудниками бригады.
- В начале и конце маршрута бура раскапываются котлованы для погружения и извлечения буровой машины.
Далее происходит переход непосредственно к процедуре ГНБ. Первым шагом становится бурение пилотной скважины – вход осуществляется под углом от 10 до 20 градусов по горизонтали, но в дальнейшем происходит корректировка – это необходимо для направления бура на проектную глубину. Согласно технологическим правилам после выхода в горизонтальную плоскость, корректировка производится через каждые 3 пройденных метра. В ходе работ в обязательном порядке используется раствор, благодаря которому упрощается прохождение буровой машины сквозь почву, выводится шлам, а также укрепляются стенки туннеля. Правильный выбор состава и объёма раствора является важнейшим фактором для успешного выполнения работ.
После того, как буровая установка выходит из почвы в намеченной точке, происходит замена головки на расширитель (ример), который, проходя в обратном направлении увеличивает диаметр туннеля.
В зависимости от типа грунта, рекомендуется проводить буровые работы в различных режимах. Рекомендуемые параметры указаны в таблице.
Состав грунта |
Давление смеси (атм) |
Скорость бурения (м/мин) |
Скорость протягивания (м/мин) |
Песок |
40-60 |
2 |
1.5 |
Песок, грунт, вода |
20-50 |
1.5 |
0.86 |
Шлам |
20-50 |
4 |
2 |
Глина, песок |
60-80 |
3 |
2 |
Глина, шлам |
60-80 |
3 |
2 |
Глина |
80-100 |
2.4 |
1.5 |
Объем бурового раствора, необходимого для бурения, можно легко рассчитать при помощи удобного калькулятора по ссылке в рамке ниже
КАЛЬКУЛЯТОР |